Лекция Алексея Гинзбурга прошла в рамках фестиваля «Золотое сечение»

Архитектор поделился опытом реставрации здания «Известий» и обсудил проблемы, с которыми сталкиваются современные реставраторы

гинзбург1.jpg

Построенное в 1927 году архитектором Г.Б. Бархиным, в девяностые годы здание «Известий» ожидало забвение. По словам Гинзбурга, с появлением права собственности и новых капиталистических отношений люди начали переделывать все, что было вокруг, не задумываясь, является ли объект ценным с архитектурной точки зрения или нет. «Дом оброс грибами-пристройками со всех сторон», — с сожалением заметил спикер. За возвращение зданию первоначального вида взялась архитектурная мастерская Алексея Гинзбурга.

Работы по восстановлению здания «Известий» длились с 2011 по 2016 год. Главной целью проекта было воссоздать оригинальный внешний и внутренний облик дома.

«Реставрация – это всегда компромисс. Нужно понимать, где ты можешь и считаешь важным уступить, а где уступать ни в коем случае нельзя. Иногда в этой войне удается что-то отстоять. Сперва мы получили заказ на восстановление фасадов и этажей выше третьего. Ниже располагались рестораны, которые никто трогать не собирался. Мы быстро сделали проект реставрации, и на всякий случай утвердили планы этажей и фасады, соответствующие авторскому проекту. Когда у арендодателя и арендаторов возник конфликт, они покинули здание, а мы получили дополнительное поручение на работу по всем этажам, включая нижние. Чтобы оставить  дом открытым для города, мы предложили сохранить первые этажи для будущих арендаторов, но изменить их планировку и переделать фасад. Раскрыли арку, вход в рестораны сделали со двора, пристроенная часть стала вестибюлем», — поделился историей работы над проектом Алексей Гинзбург.

аудитория.jpg

Команде Ginzburg Аrchitects удалось воспроизвести оригинальную планировку и главный фасад, для создания которого использовались уникальные стальные витражи. При этом использовалась особая европейская технология, которая заключается в консервации всех подлинных сохранившихся элементов и материалов и воссоздании тех, которые не сохранились.

Была возвращена оригинальная вывеска «Известий», полностью отреставрирована главная лестница и интерьер кабинета главного редактора Николая Бухарина. Кроме того, реставраторы восстановили серый цвет здания, который долго не нравился заказчику, но соответствовал изначальному проекту и стилю авангарда 1920-х годов. Благодаря использованию штукатурки с мраморной крошкой, создающей легкое мерцание, здание стало выглядеть более живым и легким.

«Существует огромная разница в подходах к реставрации современных зданий и старинных, — заключил Гинзбург. — Нам, молодым реставраторам, проще понять стили, близкие по времени. Фундаментом современной архитектуры является все то, что последние десятилетия создавали наши художники и архитекторы. Работая с объектами предыдущей эпохи, мы можем перебросить мост из наших дней в те времена, чтобы лучше понять предшественников».

Избавившись от лишних деталей и возвратив себе былой вид, здание «Известий» на Пушкинской сегодня смело возвышается над центром столицы и, оставаясь одной их архитектурных жемчужин московского авангарда, притягивает к себе новых посетителей.